Воспитание будущего семьянина на национальных традициях Модлина С. А., директор МОУ «СОШ №8» Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, III тысячелетии, задача передачи духовных ценностей приобретает всё большее значение. Проблема творческого, духовно-нравственного развития личности, подготовка их к семейной жизни, стоит на одном из первых мест. Это вызвано характерным для своего рода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящим – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны. Разрушение народного быта постепенно привело к утрате традиций, угасанию народной культуры. Нельзя сказать о сквозных проблемах, без разрешения которых невозможно полноценное развитие детей в условиях подготовки к семейной жизни. В последнее время небывало выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции. В этих условиях наше учреждение делает всё, чтобы вернуть семье авторитет. Проблемы семьи требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. Вот почему наша школа должна делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения значительной части молодёжи и родителей микрорайона Лукьяновка, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться на земле и на производстве и производить что-либо даже для себя. Именно школа становится тем островком относительной устойчивости, который может подготовить юных граждан к органическому выживанию в открывающийся за школьным порогом мир новых экономических отношений, ввести в мир семейной жизни подготовленными. Мы убеждены в том, что школа, опираясь на опыт таких воспитателей, как труд, искусство, спорт, может значительно разрядить социальную напряжённость в микрорайоне, где расположена наша школа, и тем самым помочь, в первую очередь, детям и молодёжи. В настоящее время в школе всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации, в том числе и русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству. В содержание деятельности внеклассной работы входит развитие индивидуальных творческих способностей. Основная работа по декоративно-прикладному искусству у нас проводится на кружках. Мы стараемся рассматривать на кружках те изделия, которые можно выполнить и для своих нужд и для близкого знакомства с результатами труда людей, а также возможность почувствовать, понять эволюцию трудовой деятельности человека, облегчение условий его жизни и проследить процесс совершенствования орудий труда, устройства жилища, одежды, организации быта в семье. Яркие образцы узорных тканей, вышитых полотенцев с чудесными птицами и загадочными фигурками, незатейливой, но выразительной домашней утвари, сказочного деревянного зодчества должны пробудить исторические переживания своей причастности к этому миру, запасть в душу ребёнка. У нас работает уже много лет кружок декоративно-прикладного искусства. Ведёт этот кружок Нехвядович Наталия Иосифовна – человек неравнодушный, она всегда в постоянном поиске. Цель этого кружка - формирование основ материальной и духовной культуры учащихся при ознакомлении с традиционным крестьянским искусством русского народа, в частности, народа нашего края, расширение знаний учащихся об истории народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, получение практических навыков детьми по художественной обработке различных материалов, выявление творческих способностей детей, но самое главное – организация досуга детей. Декоративно-прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию личности, подготовке к семейной жизни. Кружок «Плетение из соломки» у нас работает второй год. Ведёт кружок молодой педагог Модлина Ирина Валерьевна, но работы этого кружка очень привлекательны, необычны и уже заслужили признание не только у нас в школе, но и в городе. Немного истории по искусству плетения из соломки, так как это новый вид искусства не только для нас. Искусству плетения из соломки более 300 лет. В крестьянских семьях приёмы традиционного ремесла передавалось из рук в руки, от старших – к детям, в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой-то мере помогает детям наш кружок. В плетении из соломки есть какая-то притягательность. Этот теплый, солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. Кружок «Бумагопластика». Бумажная пластика широко используется художниками при создании различных изделий, макетов, упаковок. Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре. В отличие от лепки, изделия из бумаги пустотелые, представляют собой как бы «скорлупку» изображаемого объекта. Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей. Создаются изделия на основе конструкции. Наши ребята здесь занимаются только в одном направлении - изготовлением храмов, монастырей, которые помогают раскрыть содержание и смысл православного искусства, архитектуры, способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Модели этого кружка, который ведёт Модлина Татьяна Александровна, демонстрировались на областной выставке, посвящённой 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа – Епископа Белгородского и награждены дипломом. Дети знакомятся с местной календарно-обрядовой и семейной культурой, записываются пословицы, старинные песни, традиционными стали праздники «Предания старины глубокой», «Истоки народного творчества». Педагоги школы стараются привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные мероприятия, проводим праздники семьи. Они привлекаются для пошива костюмов, оформления выставок, к подготовке и проведению выставок, экскурсий, к совместным поездкам. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости детей и родителей. Целенаправленная, систематическая работа в плане декоративно-прикладного искусства, духовного развития обучающихся оказывает благотворное влияние на обучение детей, на подготовку их к семейной жизни. Расширяется круг их познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей школьного возраста. Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но частичка души каждого из них остается с нами, педагогами и учащимися настоящего времени, поэтому нам ещё предстоит огромная работа по формированию и укреплению положительного общественного мнения в защиту национальной культуры и народных традиций в семье, воспитанию будущего семьянина. |
МБОУ «ООШ №8” г.Губкин Белгородская обл. |